Ялуторовск развивался медленно, «естественным путем», как выражался известный этнограф XIX века Н. М. Ядринцев. Но были и события, способствовавшие развитию города, оживлению торговли, притоку населения. В 1838 году через Ялуторовск от Екатеринбурга на Омск прошел Сибирский тракт.
Благодаря росту молочного животноводства и крестьянских артелей в конце XIX — начале XX века Ялуторовск стал известен в России своим маслом. Маслодельные заводы строили «миром», на паях покупали необходимое оборудование. И сибирское масло через перекупщиков и по «казенным» каналам оптом шло в Москву, а оттуда — за рубеж.
Н. М. Ядринцев в 1884 году писал: «Не всякому известно, что турок получает коровье масло из Сибири через Ростов-на-Дону; лондонская гостиная освещается свечой из сибирского сала; сапоги, красующиеся на ногах у немцев, выделываются в Лейпциге из сибирской кожи». Предприятия были мелкими, нередко — семейными. Концентрация капиталов началась уже в XX веке, накануне первой мировой войны. В это время в уезде было зарегистрировано 2412 промышленных заведений с 3720 работниками. Ялуторовский уезд давал треть всей продукции губернии.
На рубеже веков город славился ярмарками. Проходили они обычно в декабре, январе, марте и ноябре и звались Никольскими, Рождественскими, Знаменскими, Вознесенскими. Общий оборот всех ярмарок в Ялуторовске составлял за год свыше 3,5 миллиона рублей — больше, чем в Ишимском, Курганском и Тарском уездах, вместе взятых.
Торговля оживилась еще более, когда по Тоболу до Ялуторовска стали ходить пароходы, а через город прошла железная дорога: 8 мая 1912 года в Ялуторовск из Тюмени пришел первый поезд (дорога от Екатеринбурга до Тюмени была построена в 1885 году, а участок Тюмень — Омск строился в 1912— 1913 годах).
Достопримечательностью города стал уникальный железнодорожный мост через Тобол. Журнал «Огонек» сообщал в 1912 году: «На сооружаемой Тюмень-Омской железной дороге через Тобол, у города Ялуторовска, строится грандиозный мост... Строитель моста инженер-механик Е. К. Кнорре применяет изобретенные им деревянные кессоны, имеющие значительные преимущества перед общеупотребительными железными в отношениях быстроты сооружения и дешевизны. Модель подобного деревянного кессона, премированная Большой золотой медалью на последней парижской Всемирной выставке, хранится в железнодорожном музее императора в С.-Петербурге. Таких кессонов на реке Тобол семь: по два береговых и три речных; мост будет иметь четыре пролета по 50 саженей каждый...»
Этот уникальный мост исправно служил до 70-х годов XX века.
С проведением железной дороги торговля в Ялуторовске еще больше возросла: здесь продавали хлеб, масло, кожи, сало, яйца, вино, свечи, холст, предметы домашнего обихода, вырабатываемые на подсобных промыслах. В городе появились «ссудо-сберегательные» товарищества (в 1914 году их было 12) и контора крупной торговой организации — «Датско-Шведского общества», скупавшая в уезде масло для заграницы.
В 1912 году население города составило 4410 человек. По сословиям губернский статистический комитет так дифференцировал ялуторовцев: дворяне — 73 человека, духовенство — 3, купцы и «почетные граждане» — 96, мещане — 1470, крестьяне — 998, остальные — ссыльные.